Способ литья в открытой форме применялся для отливки небольших изделий, которые затем подвергались полировке. В этом случае передняя часть отливаемой фигуры приходилась на дно формы.
Применяемое также литье пустотелых изделий, известное под названием "способ утраченного воска", часто употреблялось при изготовлении ювелирных изделий. При этом индейцы умели изготавливать предметы сложной формы, даже с подвижными частями. Процесс заключался в следующем:
1. Желаемая фигурка выполнялась из глины, смешанной с углем.
2. Изготовленный таким способом предмет покрывался слоем воска, и именно к нему присоединялись каналы, через которые заливали расплавленное золото, и несколько креплений, чтобы поддерживать основу в нужном положении и облегчить циркуляцию расплавленного золота.
3. Изготовленную модель заформовывали в глину наподобие внешнего панциря.
4. С помощью нагрева воск удаляли, а затем в пустотелую форму заливали металл, который занимал место воска. Глиняную форму разбивали и получали ювелирное изделие, с большой точностью повторявшее модель.
Во многих случаях, особенно при изготовлении сосудов, основу из глины и угля удаляли, чтобы получить полое изделие.
Способ отливки по модели, покрытой воском, давал большую экономию металла и возможность приделывать к фигуре заранее изготовленные части.
При изготовлении плоских изделий-тунхо, серег, носовых украшений и других предметов - процедура была почти та же, но модель выполнялась не из глины, покрытой слоем воска, а полностью из воска.
"Успех операции, - пишут Клеменсия Пласас де Ньето и Ана Мария Фальчетти де Саэнс,- зависел от однородности употребляемого сплава, от очертаний восковой формы, которые не должны были препятствовать быстрой и полной заливке расплавленного металла, и от быстроты выполнения операции (иначе металл мог остыть прежде, чем заполнит все пустоты). Некоторые детали отлитых изделий имели не только декоративный характер, но и облегчали заполнение формы жидким металлом во время литья. Таковы нижние части фигурок тунхо из района Муиска".